Все страны


Святая Гора Афон является самоуправляемой частью греческого государства. Монашеская Республика расположена на самом восточном полуострове или третьем пальце префектуры Халкидики. Монашеские учреждения разделяются на шесть категорий: монастыри, скиты, кельи, хижины, сидения и отшельнические пристанища на «катушках». Отшельнические пристанища — наиболее жесткий образ монашеского бытия в пещерах на откосной горной части Афона, где связь с морем осуществляется посредством катушки и веревки. Подход с суши почти не возможен.

Каждый монастырь на Афоне представлен в «Священной Общине» или Киноте, который представляет адмимистративную, законодательную и судебную власть монашеской Республики. Срок полномочий каждого представителя истекает через один год. Священный Кинот располагается в Карее в самом центре полуострова Афон.

Из 20 монастырей Афона 17 являются греческими, один русский (Свято-Пантелеимонов), один болгарский (Зограф) и один сербский (Хиландар). Согласно последней переписи на Афоне проживает около 1000 монахов. Все без исключения монастыри Святой Горы в богослужебной практике держатся старого Юлианского календаря.

Великая Лавра

Ватопед

Иверон

Хиландар

Дионисиат

Кутлумуш

Пантократор

Ксиропотам

Зограф

Дохиар

Каракал

Филофей

Симонопетра

Св. Павел

Ставроникита

Ксенофонт

Григориат

Есфигмен

Пантелеимонов

Кастамонит

Великая Лавра

Великая Лавра — древнейшая и самая большая из святогорских обителей, стоит первой в списке афонских монастырей. Она расположена на скалистом выступе в самом конце полуострова, где горы спускаются к морю. Глядя со стороны горы (земля здесь занята под сельскохозяйственные угодья) в сторону моря, паломник видит огороженный стенами средневековой городок, в северной части которого возвышается широкая белая башня. Вдоль наружной стены, словно стражи, стоят кипарисы. Здания, где размещаются келии, имеют несколько этажей. Туда ведут длинные деревянные лестницы и балконы, построенные без всякого плана. От входа с железной дверью идет узкая дорожка во внутренний двор монастыря, где находится здание трапезной.

Монастырь был основан в 963 году преподобным Афанасием на месте древнего города Акрофи. Его строительство было связано с теми изменениями, которые преподобный Афанасий ввел в свой устав на Афоне, в особенности с возвышением общежительного монашества. Финансировал строительство обители Император Никифор Фока, близкий друг святого Афанасия. Еще до своего восшествия на престол Никифор Фока убедил святого Афанасия покинуть монастырь в Вифинии и построить новый на Горе Афон, обещая прийти туда к нему и принять монашество. Однако, оказавшись неожиданно для себя на Императорском троне, он старался искупить свою вину за то, что нарушил столь серьезное обещание, щедрыми пожертвованиями на возведение монастырских построек и содержание первых насельников, число которых достигало восьмидесяти.

После смерти Императора монастырь продолжал получать поддержку Византийских правителей и процветал с одиннадцатого по пятнадцатый века. В лучшие годы в нем насчитывалось более семисот монашествующих. Многоэтажные здания расположены закрытым четырехугольником, отчего монастырь издалека выглядит как маленький укрепленный город. Действительно ему часто приходилось отражать удары пиратов и других захватчиков: каталонцев, франков и турок.

Во дворе монастыря находится собор. Первоначально он был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, но в наши дни престольный праздник его отмечается в день кончины преподобного Афанасия, пятого июля. Преподобный Афанасий и вместе с ним несколько монахов погибли, проверяя, как идет строительство крыши этого храма: кирпичная кладка под ними обвалилась, и они, упав вниз, разбились насмерть. Фрески этого храма входят в число самых совершенных иконописных произведений Афона. Они написаны Феофаном Кипрским. Эти росписи считаются лучшими из всех его работ.

Во дворе монастыря стоит крестообразное здание трапезной и несколько маленьких часовенок и других построек. Трапезная украшена фресками с изображением древнегреческих философов и законодателей: Филона, Пифагора, Сократа, Аристотеля, Платона и других. В этом выразилась любовь греков к своему философскому наследию. В часовне Сорока Мучеников находятся гробница и мощи преподобного Афанасия и известная икона Богородицы «Экономисса». В часовне преподобного Афанасия хранятся железный крест и игуменский посох Святого. Рядом стоит часовня под названием Кукозелисса, В ней имеется икона, с которой связана интересная история. Однажды в Субботу Акафиста во время Великого Поста один из монахов преподобный Иоанн Кукузел заснул перед этой иконой во время пения стихиры. Во сне он увидел, как Божия Матерь положила ему в руку золотую монету в награду за его усердие к пению. Проснувшись, он обнаружил эту монету у себя в руке.

Возле храма стоит бело-красный каменный фиал — самый большой на Афоне сосуд для освящения воды. Над ним растут два тысячелетних кипариса, посаженных, согласно преданию, самим святым Афанасием и его сподвижником монахом Евфимием. Над фиалом построен свинцовый купол, который поддерживают колонны, увенчанные турецкими капителями и украшенные древним византийским барельефом. Над сводом купола имеется роспись, изображающая сцену крещения Христа. В центре огромного сосуда (около двух с половиной метров в диаметре) возвышается бронзовая труба с фантастическими животными, из уст которых льется вода, и царственным орлом с распростертыми крыльями.

Монастырская казна, трапезная и библиотека просто великолепны. Среди сокровищ монастыря — более двадцати тысяч книг и рукописей, древних ценных фресок и священных предметов, в том числе Библия в посеребренном переплете, украшенном драгоценными камнями, подарок Императора Никифора Фоки. Кроме того, в монастыре хранятся мощи множества святых: частицы мощей святителя Василия Великого, святителя Иоанна Златоуста, преподобного Ефрема Сирина, преподобного Нила Мироточивого, а также один из самых крупных фрагментов Истинного Креста Господня, около двадцати сантиметров длиной. Его хранят в серебряной шкатулке, украшенной бриллиантами, рубинами, изумрудом, жемчугом и медальонами с изображением святых. Что же касается насельников Великой Лавры, сейчас здесь примерно сорок пять монахов.

У Великой Лавры есть три скита: Праведной Анны, Кавсокаливия и Продромос, пять кафизмат (домик, который принадлежит тому или иному скиту и в котором обычно живет один монах) и сорок отдельных келий. Самый древний и крупный на полуострове скит Праведной Анны расположен на побережье к западу от Горы Афон. Официально скит был организован в семнадцатом веке, хотя и до этого здесь жили отшельники. Сейчас в скиту имеется храм и пятьдесят одна келия. Главная святыня этого скита — левая стопа святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Скит под названием Кавсокаливия состоит из сорока калив (домик в скиту, в котором живет один или несколько монахов) и находится за местечком Эремос, в направлении Великой Лавры. Название «Кавсокаливия» (оно переводится как «поджигатель хижин») скит получил от имени преподобного Максима Кавсокаливита, который строил себе хижины на этих скалах. Его любовь к уединению была так велика, что всякий раз, когда он видел, что какой-нибудь еще инок собирается обосноваться недалеко от него, он сжигал свой домик, поднимался выше в гору и строил там себе новый.

Продромос посвящен святому Иоанну Предтече, в середине девятнадцатого века был продан двум молдавским монахам и в 1857 году получил статус скита. Сейчас он закреплен за румынами. Он находится между Кавсокаливией и Великой Лаврой. Скит живет по общежительному уставу.

Соседняя территория, называемая Эремос, покрывает нижние участки склона Горы Афон за скитом Праведной Анны. Здесь расположены следующие келии: Керасия, Святителя Василия, Катонакия и Каруля. Последняя (Каруля) внушает паломнику необычайное благоговение. Местность здесь дикая, кельи стоят на голой скале, по которой крайне трудно до них добраться. Здешние монахи-отшельники ведут строго аскетический образ жизни и проводят время в основном в молитве.

В монастыре хранятся следующие святые мощи: глава Святителя Василия Великого; глава Святителя Михаила Синадского; глава Святителя Александра; глава и левая рука мученицы Минодоры; глава преподобного Иоанна Кукузеля; глава мученика Евстратия; кровь, смешанная с землею, великомученика Димитрия; стопа ноги мученика Кирика; правая рука Апостола Андрея Первозванного; кровь святого Иоанна Предтечи; части преподобного Сампсона Странноприимца, святых царей Константина и Елены; части кости Святителя Григория, просветителя Великой Армении; глава великомученика Меркурия; локоть левой руки Святителя Иоанна Златоуста; часть главы великомученика Феодора Стратилата; часть главы первомученика Стефана; правая рука Новомученика Феодора Византийского.

Монастырь Ватопед

Находится рядом с морем, между монастырями Эсфигмена и Пантократора. Этимология названия монастыря неизвестна, зато достоверно установлено, что обитель построена на месте древнего города Дион (города Зевса). Согласно преданию монастырь был основан между 972 и 985 гг. тремя учениками Св. Афанасия: Николаем, Антонием и Афанасием.

Существует легенда, объясняющая происхождение названия Ватопед. Она относится к эпохе правления Императора Феодосия (IV в.). Аркадий, сын Императора, находился с придворными на борту корабля, возвращавшегося в Константинополь из Рима. В пути случился шторм, и недалеко от местечка Имброс Аркадия смыло за борт, он исчез в волнах. Убежище от бури корабль нашел там, где в настоящее время стоит Ватопедский монастырь. Скорбящие придворные неожиданно увидели Аркадия, мирно спавшего под кустом куманики. Мальчик рассказал им, что он был спасен чудесным образом Богородицей. Его отец, Император Феодосий, в благодарность воздвиг на этом месте монастырь, который в дальнейшем стали называть Ватопед (вато - куст, педион - ребенок).

Освященный в честь благовещения Пресвятой Богородицы монастырь Ватопед отмечает свой престольный праздник 25 марта по Юлианскому календарю.

Пика своего расцвета монастырь достиг в XI веке, что позволило ему занять в иерархии афонских обителей второе место. В этот период обитель процветала, получая серьезную помощь от Императорского двора династии Комнинов. Ватопед считался в то время богатым и привилегированным монастырем, управляющим десятью зависимыми от него менее крупными монастырями, большинство которых было впоследствии разрушено в результате поразивших Святую Гору катастроф.

Тем не менее, Ватопед, как и многие другие монастыри, во времена нашествий пиратов пережил периоды кризиса. Этот факт вынудил монашескую общину перейти от киновиального устройства к идиоритмическому.

Во второй половине двенадцатого века в обитель пришли двое наиболее известных святых Ватопеда - иноки Симеон и Савва, отец и сын, сербы царственного происхождения. Они воссоздали разрушенный монастырь Хиландар, отданный им Ватопедом. Восстановление осуществлялось на средства, выделенные сербской знатью. Ватопед и Хиландар поддерживали тесные отношения, помогали друг другу и совместно встречали праздники.

В XVII веке в монастыре находилось 300 монахов. В следующем веке Ватопед снова оказался на подъеме. Это позволило основать в монастыре знаменитую Афонскую школу, в которой преподавали и обучались многие известные богословы и деятели культуры той эпохи.

Соборный храм монастыря благовещения Божьей Матери построен на рубеже X-XI веков и имеет много общих черт с храмом Великой Лавры. Кроме фресок македонской школы XIV века церковь украшена прекрасной византийской мозаикой, которая не встречается больше ни в одном монастыре Святой Горы.

Библиотека Ватопеда является одной из самых богатых на Афоне и содержит около 10000 книг и 1700 рукописей.

В монастыре хранятся следующие святые мощи: главы Святителя Григория Богослова и Святителя Андрея Критского; нога Апостола Варфоломея; части мощей великомученика Феодора Стратилата; стопа преподобномученицы Параскевы Римляныни; частица мощей мученика Кирика; часть главы мучеников Сергия и Вакха; часть главы священномученика Харалампия; часть правой руки священномученика Ермолая; часть правой ноги великомученика Пантелеимона; часть руки мученика Трифона; часть руки Святителя Иоанна Милостивого; часть плеча Архидиакона Стефана; часть руки великомученицы Марины; глава преподобного Евдокима Ватопедского; часть главы Святителя Модеста; честное миро великомученика Димитрия Солунского; Честный пояс Богородицы.

Монастырь Ивер

Иверский монастырь расположен на берегу моря между монастырями Ставроникита и Филофей. Посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Обитель основана, согласно преданию, в конце Х века Иоанном Иверским и Иоанном Торники – учениками Св. Афанасия. Его создали грузинские монахи и дали ему название в честь своей родины Иверии (древнее название Грузии).

Благополучие Ивера было прервано в 1259 году, когда пираты практически полностью разрушили его. Он был восстановлен благодаря помощи вселенских патриархов и вновь занял достойное место среди других монастырей Афона.

В середине XVII века, по приглашению русского царя Алексея Михайловича, иверские монахи прибывают в Москву. Царь просил доставить в столицу чудодейственную икону Иверской Божьей Матери, надеясь, что она поможет излечению его тяжело больной дочери. Чудо действительно состоялось, и благодарный царь пожертвовал Иверу крупную сумму денег, а также передал ему монастырь Св. Николая в центре Москвы.

В 1617-1626 гг. в Иверском монастыре был построен водопровод, в 1622 году – башня и здание причала (арсаны), а в 1674 году была расписана часть Соборного храма. Сильные пожары 1740 и 1865 гг. уничтожили большую часть монастыря. Работы по его восстановлению начались год спустя, в 1866 году.

Соборный храм монастыря Успения Божьей Матери построен в первой половине XI века грузинским монахом Георгием Варашвадзе и отреставрирован в XVI веке. Храм славится великолепным мраморным полом и богатой резьбой иконостаса с иконами Христа и Божьей Матери, автором которых, вероятно, является Феофон Критский.

Собор располагает шестнадцатью часовенками и ракой с мощами ста пятидесяти святых, в том числе апостолов Петра, Луки и Варфоломея, святителей Афанасия Александрийского, Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Трапезная построена в 1848 году, на месте предыдущей, к тому времени разрушенной.

Монастырь Ивер обладает одной из богатейших на Святой Горе сокровищниц церковных ценностей и библиотекой, в которой хранятся 12000 старинных рукописей.

Святые мощи обители: части святых мощей великомученика Феодора Стратилата; левая рука Святителя Василия; левая нога Святителя Михаила; епископа Синадского; рука великомученика Пантелеимона; нога и плечо мученицы Фотинии Самаряныни; глава мученика Феодора Пергийского; левая рука преподобной Евпраксии; десница мученицы Параскевы; частица мощей Святителя Василия Великого; великомученика Георгия; Святителя Иоанна Златоуста; святых безсребреников Космы и Дамиана; первомученика и архидиакона Стефана; Апостола Варфоломея; Святителя Афанасия Великого; мученика меркурия; Святителя Иоанна Постника, патриарха Константинопольского; преподобномученика Стефана Нового; святого Ипатия; Иоанна Предтечи; нога праведной Макрины; нога священномученика Киприана; часть главы мученика Фотия; глава преподобного Иерофея Иверского, глава мученика Никиты; частица мощей Святителя Епифания Кипрского и миро великомученика Димитрия Солунского. Есть также хламида, губа и трость, через которые был поруган Господь иудеями.

Хиландар

Сербский монастырь Хиландар находится в северо-восточной части Афона, в получасе ходьбы от моря. Посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы и отмечает свой престольный праздник 21 ноября по Юлианскому календарю.

По всей вероятности монастырь был основан в Х веке Георгием Хеландарем, однако, своим нынешним видом он обязан сербскому царю Стефану Немании и его сыну Растко.

Второй, хоть и был претендентом на сербский престол, предпочел ему монашескую жизнь. Стефан, безуспешно пытавшийся отговорить своего сына от этого решения, неожиданно последовал его примеру и в 1196 году постригся в монахи. В 1198 году, после получения соответствующего разрешения от византийского императора Алексея III, отец и сын на месте разрушенного монастыря Хиландара основывают новый — для сербских монахов.

Расцвет монастыря продолжался и в последующие века — сербские цари денег на монастырь не жалели. В XIII и XIV веках Хиландар стал духовным центром, откуда вышли многие руководители сербской церкви. Из благотворителей монастыря выделяется Милутин (1282-1321 гг.), позаботившийся об укреплении оборонительных сооружений монастыря против бесчинствующих в районе Афона пиратов. Хиландар получил и богатые владения в Сербии, которые приносили ему большой материальный доход. Не обошли вниманием сербский монастырь и византийские императоры из династии Палеологов, о чем свидетельствуют многочисленные хрисовулы (золотые буллы), хранящиеся в архивах монастыря.

В отличие от многих других монастырей, потерявших с падением Византийской Империи благотворителей, Хиландар процветал на протяжении всего периода турецкой оккупации.

В XVI и XVII веках монастырь находился под защитой валашских господарей и русских царей. В 1722 году сильный пожар уничтожил большую часть монастыря, усугубив и без того трудное его существование. От больших долгов и полного разорения Хиландар избавил сербский царь Александр I, посетивший монастырь после пожара. Последовавший за этим благоприятный период в истории обители продолжается до сегодняшнего дня.

Соборный монастырь обители посвящен Введению во Храм Святой Богородицы. В соборе хранится чудотворная икона «Троеручница».

Хиландар имеет, кроме соборного монастыря, тринадцать маленьких церквей и часовен, а также к нему приписаны пятнадцать келий и одно подворье.

Монастырь имеет великолепную сокровищницу и библиотеку с богатым собранием славянских рукописей.

Хиландар занимает четвертое место в иерархии Афона.

В монастыре есть мощи святых: глава Святителя Евтихия; патриарха Цареградского; нога преподобного Симеона Столпника; нога Святителя Григория Богослова; частицы мощей мученика Евстратия и великомученицы Марины; рука Святителя Никифора, патриарха Константинопольского; нога великомученика Пантелеимона; часть главы пророка Исаии; частица мощей Иоанна Предтечи; часть главы великомученика Прокопия, великомучениц Екатерины и Варвары.

Монастырь Дионисиат

Монастырь построен на высокой скале в юго-западной части Афона. Его создание относится к середине XIV века и приписывается Св. Дионисию из Кастории. Сам основатель назвал монастырь Неа Петра. Позже трапезундский император Алексей III Комнин, выделивший значительные средства для строительства, переименовал его в Мегало Комнину (Большого Комнина).

Примеру Алексея III Комнина последовали и константинопольские императоры, а после падения Византии (1453 г.) – валашские господари. В 1535 году монастырь был уничтожен пожаром, но очень скоро был восстановлен господарем Иоанном Петро.

В XVI и XVII веках Дионисиат настолько поправил свои дела, что смог занять пятое место в афонской иерархии и сохранил его до сегодняшнего дня.

В 1805 году, в период правления Патриарха Каллиника, монастырь изменил свое идиоритмическое устройство на киновиальное.

Большой вклад в благосостояние монастыря внесли епископ Макарий и Иеремия (1797 г.), а также австрийский посол в Константинополе Иоанн Франгопулос (1800 г.). Они провели последние годы своей жизни в Дионисиате и завещали ему свои большие состояния.

Соборный храм монастыря Рождения Иоанна Предтечи построен в 1537-1547 гг. и расписан одним из самых знаменитых представителей критской школы иконописи – Джорджем.

Все постройки обители размещены очень компактно, поскольку она стоит на узкой полоске скалы. Соседние здания загораживают окна храма, и из-за этого в помещении темно и днем.

Библиотека монастыря весьма богата и хорошо организована. Она содержит около 1100 рукописей и 15000 книг.

Трапезная покрыта снаружи уникальной росписью пророческого характера. На фресках, созданных в XVII веке, изображены картины современной нам войны, в том числе атомные бомбы, бомбоубежища, самолеты-истребители и огнеметы.

На территории монастыря расположены четырнадцать небольших храмов и часовен, семь келий и ферма. В часовне Богородицы Акафиста висит древняя икона «Приветствие Богородицы», вылепленная из воска и мастики. По преданию, это именно та икона, которую Патриарх Сергий или один из его епископов носил вокруг стен Константинополя во время осады города войсками авар и славян в 626 году.

Бытует мнение, что эта икона создана самим апостолом Лукой. Император Алексей подарил ее святому Дионисию, однако в 1592 году икону украли пираты. Их главарь решил вернуть святыню в обитель, испугавшись сновидения. В XVIII веке икона была похищена турками, но со временем опять вернулась в Дионисиат.

Кутлумуш

Монастырь построен на склоне утопающей в зелени горы, недалеко от центра Афона — Карьес. Он освящен в честь Преображения Господня и отмечает свой престольный праздник 6 августа по Юлианскому календарю. Этимология названия монастыря до сих пор неизвестна. Большинство исследователей считает, что он основан в XIII веке Кутлумушем — турком, принявшим христианство.

Период благосостояния монастыря приходится на XIV век. Игумен обители Харитон, весьма заботившийся о монастыре, неоднократно посещал дунайские княжества, где ему удалось собрать значительные материальные средства. Большую помощь монастырю оказал воевода, правитель Угро-Влахии Иоанн Владислав, справедливо считающийся одним из его ктиторов. К XIV веку относится появление в Кутлумуше румынских монахов.

Упадок монастыря начался с середины XV века и завершился сильным пожаром в 1497 году. Помощь, оказанная Кутлумушу господарями дунайских княжеств, оказалась недостаточной, особенно после очередного пожара в 1767 году. В конце XVIII века, после своей отставки, в монастыре поселился александрийский патриарх Матвей III и завещал ему все свое состояние.

В 1856 году решением константинопольского патриарха монастырь, после многовековой идиоритмической жизни, возвращается к киновиальной. Очередной пожар в 1870 году, к счастью, не повредил Соборный храм Преображения Господня, библиотеку и церковную утварь монастыря.

Помимо собора на территории монастыря находится много маленьких храмов и часовен, в том числе, в честь Матери Божией, Св. Наталии, Св. Косьмы и Дамиана, Всех Святых, Св. Спиридона, Св. Иоанна Крестителя и святых Архангелов. Есть еще три храма за территорией обители: Св. Трифона, Святителя Николая и Св. Архангелов. Кутлумушу принадлежат также восемнадцать келий, три домика отшельников и греческий скит Св. великомученика Пантелеимона, основанный в 1785 году иноком Хоралампием. Скит представляет собой двадцать разбросанных в лесу калив. В общей сложности в разных частях Кутлумушской обители подвизается около семидесяти братий.

Библиотека находится рядом с ризницей и включает в себя 3500 книг и 662 рукописи, из которых 100 — на пергаменте.

В монастыре хранятся святыни: рука мученика Евстратия; часть правой ноги святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы; часть левой ноги и руки мученика Кирика; перст великомученицы Марины; часть ноги великомученика Евстафия Плакиды; глава преподобного Алипия Столпника; рука и часть челюсти священномученика Харалампия; частица Животворящего Древа Креста Господня; левая рука Святителя Григория Богослова.

Пантократор

Находится в северо-восточной части Святой Горы на невысокой скале, недалеко от моря. Посвящен Преображению Господню, как и монастырь Кутлумуш.

Основателями монастыря считаются византийские военачальники Иоанн Примикериос и его брат Алексий, прибывшие на Афон в середине XIV века. Проживая сначала в одноименной келье Пантократора, они затем, с помощью Императора Иоанна Палеолога, родственника Иоанна Примикериоса, расширили ее и превратили в монастырь. Примечательно, что портреты двух ктиторов (основателей) монастыря сохранились и находятся в России, в музее Эрмитаж.

После утверждения турок на Балканах (1453 г.), монастырь пережил сильный экономический кризис. В этот сложный для монастыря период неоценимой была помощь со стороны греков — господарей дунайских княжеств. Немаловажную роль в сохранении обители сыграли и русские цари. Екатерина II специальным указом 1762 года разрешила монахам монастыря организовать сбор пожертвований в России.

Сильные пожары в 1773 году и, совсем недавно, в 1948 году, нанесли монастырю большой ущерб. После первого пожара большие усилия для восстановления обители приложил хранитель ризницы Кирилл, а последствия второго удалось ликвидировать при помощи греческого государства.

Соборный храм Преображения Господня, небольшой по размерам, построен основателями монастыря и сохраняет фрески XIV века. В соборе хранится одна из лучших на Афоне икон Пресвятой Богородицы — «Герондисса» («Старица»). Коллекция икон монастыря является одной из самых значительных на Афоне.

Кроме собора монастырю принадлежат тридцать шесть калив и пятнадцать келий вне его территории. Во владении монастыря Пантократор находится скит Святого пророка Илии.

Из богатой рукописями и книгами библиотеки выделяется знаменитый Псалтырь и так называемое «Евангелие Каливита».

В обители находятся мощи: часть животворящего древа креста Господня; частицы руки и ноги Апостола Андрея; глава Святителя Иоанна Милостивого; часть руки Святителя Иоанна Златоуста; частица руки Святителя Афанасия Константинопольского и священномученика Харалампия; глава преподобного Иоанна Великого; глава великомученика Феодора Стратилата; рука мученика Трифона; частицы мощей великомучеников Меркурия и Артемия; часть руки великомученика Евстафия Плакиды; части рук мучеников Кирика и Иулитты; части преподобных отцов, избиенных в Синае и Раифе; мучеников Антипы, Прокопия и Фотинии; глава безсребреника Космы; щит великомученика Меркурия.

Ксиропотам

Монастырь, посвященный Сорока Мученикам Сивастийским, расположен недалеко от дороги, ведущей от Дафни к Карьес.

По преданию, ктиторами монастыря явились византийская императрица Пулхерия (450-457 гг.), а также императоры Константин Порфирогенит и Роман I Лекатис. Другая, более правдоподобная, версия считает основателем монастыря монаха Павла Ксиропотамита, прозванного так по местности, в которой он проживал ранее (Ксиропотам — высохшая река). Первым игуменом монастыря стал сам основатель, что подтверждается уставом Святой Горы.

В XI веке монастырь Ксиропотама считался одним из самых состоятельных на Афоне, имел большие земельные угодья и леса, особенно богатые каштановыми деревьями.

Благополучие монастыря сохраняется и на протяжении XII-начала XIII веков. После четвертого крестового похода (1204 г.) и установления в Византии владычества крестоносцев, Ксиропотам переживает серьезный экономический кризис. Приход к власти Михаила Палеолога сыграл положительную роль в развитии монастыря — император оказал ему щедрую экономическую поддержку.

В XVI веке Ксиропотам снова пришел в упадок и уступил пятое место в афонской иерархии монастырю Дионисиата.

Очередное возрождение монастыря наблюдается в XVIII веке, когда монах Кесарий Дапонтес в течение восьми лет собирал пожертвования в дунайских княжествах. Собранные им средства были израсходованы на реставрацию монастыря.

На территории обители имеется собор в честь Сорока Мучеников Севастийских, а также несколько небольших храмов и келий, расположенных к востоку от самого монастыря и в Карее.

Библиотека монастыря находится в одном здании с ризницей и содержит 409 рукописей и 5000 книг.

В обители хранятся святыни: две части честного креста, значительная часть животворящего древа креста Господня с пробитою гвоздем скважиной и другая часть святого креста меньшего размера. Стопа левой ноги святого Прокопия; кость руки преподобного Авксентия; часть локтя священномученика Игнатия Богоносца; часть колена Святителя Василия Великого; правая нога мученика Трифона; часть ноги Святителя Григория; просветителя Армении; перст великомученика Меркурия; частица мощей Святителя Андрея Критского; челюсть преподобномученика Стефана Нового; челюсть преподобного Иоасафа, царевича Индийского; частица одного из десяти мучеников Критских; глава одного из чад святой мученицы Соломонии; частица мощей священномученика Харалампия; великомученицы Параскевы и великомученика Пантелеимона; мученицы Фотинии Самаряныни; преподобной Анастасии Александрийской; Апостола Варфоломея; преподобного Нила Мироточивого; Святителя Григория Богослова; челюсть Святителя Парфения Лампсакийского; десница мученицы Христины; часть от руки Святителя Иоанна Милостивого; глава преподобномученика Николая Нового; глава преподобномученика Авксентия Нового; часть одежды, облитой кровью и миром великомученика Димитрия Солунского и части сорока мучеников Саватийских. Мантия, подаренная Константином Багрянородным; архиерейский янтарный жезл.

Монастырь Зограф

Монастырь находится на горе высотой в 160 метров, в 40 минутах ходьбы от моря. Посвящен святому великомученику Георгию и отмечает свой престольный праздник 23 апреля по Юлианскому календарю.

По преданию, Зограф основан во времена правления императора Льва Мудрого (886 – 912 гг.) тремя монахами: Моисеем, Аароном и Иоанном. Основатели, не найдя общего решения относительно называния монастыря, оставили этот вопрос на усмотрение божественных сил. Установив деревянные дощечки в храме монастыря, они вышли из него и начали молиться в ожидании чуда. Оно не замедлило произойти. На одной из дощечек появилось изображение Св. Георгия. Это предопределило название монастыря – он получил название Св. Георгия Зографа (по-гречески - художника).

Монастырь Зографа относится к числу первых, основанных в Х веке. С XIII века в монастыре поселились болгары.

В конце XIII века монахи Зографа выступили противниками унии (соединения) двух церквей – католической и православной. Репрессии со стороны византийского императора Михаила VII (сторонника унии) были особенно жестокими, на костре было сожжено 26 монахов. В 1873 году в монастыре мученикам был установлен памятник, почитаемый паломниками до сегодняшнего дня.

Эпоха расцвета монастыря, благодаря щедрой помощи валашских господарей, приходится на XVI-XVIII века. С середины XIX века монастырь переходит полностью к болгарским монахам, которые во время схизмы – отделения болгарской церкви от вселенской (1870 г.), стали на сторону греков.

Обители принадлежат собор и шестнадцать небольших храмов и часовен. Соборный храм монастыря Св. Георгия построен в начале XIX века и расписан в 1817 году.

В библиотеке Зографа хранятся 550 рукописей и около 8000 книг.

Среди значимых святынь монастыря три большие иконы святого Георгия Победоносца.

Монастырь Дохиар

Находится на склоне горы, в нескольких десятках метров от моря. Своим названием монастырь обязан ученику преподобного Афанасия Афонского, монаху Ефтимию, бывшему ключнику (дохиару) монастыря Великой лавры, и посвящен святым архангелам Михаилу и Гавриилу. Обитель основана во второй половине Х века и отмечает престольный праздник 8 ноября по Юлианскому календарю.

Согласно преданию первоначально монастырь располагался недалеко от Дафни. Спустя некоторое время Дохиар был разрушен и, в XI веке, перенесен на нынешнее место.

История Дохиара типична для монастырей Святой Горы: благосостояние обители сменялось ее упадком, однако, никогда на протяжении его многовековой истории Дохиар не оставался заброшенным.

В XIV веке монастырю, пережившему трудные годы, помогли византийский император Иоанн V Палеолог и сербский царь Стефан III. Несмотря на все их усилия, упадок монастыря продолжался и в последующие века. В XVI веке в монастырь пришел монах Георгий, страдавший тяжелой болезнью. Излечившись святой водой обители он остался до конца своей жизни в монастыре и завещал ему свое большое состояние.

Значительный вклад в возрождение Дохиара внесли и валашские господари, в частности, Александр и его супруга Роксандра (1568 г.) выкупили у турок ранее конфискованные ими угодья и передали их монастырю.

Во время греческой национально-освободительной революции 1821 года монастырь потерял большую часть своей общины, уничтожены были и почти все его реликвии.

Соборный храм монастыря архангелов Михаила и Гавриила построен в XVI веке и расписан критским художником Джорджем. На территории монастыря имеется также 15 домовых церквей и часовен, келья Всех Святых в Карее.

В библиотеке Дохиара хранятся 545 рукописей и 5000 книг.

Каракал

Монастырь Каракал посвящен святым апостолам Петру и Павлу, престольный праздник здесь отмечают 29 июня по Юлианскому календарю.

Каракал расположен высоко над морем, на пологом склоне между Великой Лаврой и Иверским монастырем. Считается, что самые первые постройки были возведены здесь римским императором Каракаллой (198 — 217 гг.), в память о котором монастырь и получил свое название. Некоторые историки полагают, что этот император построил лишь портовую башню в гавани, что вполне возможно, так как Каракал был убежденным язычником. Он известен как строитель множества храмов богине Изиде. Есть еще одна, более современная версия истории основания Каракала: будучи сначала маленькой монашеской общиной, он к началу одиннадцатого века вырос до размеров крупного монастыря усилиями инока по имени Каракал. Название этого монастыря упоминается в одном из указов Прота Никифора от 1018 года.

Монастырь Каракал никогда не был особенно богатым. В пятнадцатом веке он сильно пострадал от пиратских набегов и был восстановлен лишь спустя столетие валахским принцем Иоанном Петром Раресом, чья дочь Роксандра выкупила захваченные неприятелем имения и вернула их монастырю. Ее супруг, Александр, принял монашество с именем Пахомий и провел остаток своей жизни на Святой Горе. В 1875 году уже второй по счету пожар уничтожил большинство построек и Каракал пришлось снова восстанавливать. Как и многие другие монастыри, Каракал принимал участие в борьбе за освобождение Греции от турецкого ига. И все же Афон и северная Греция еще долго оставались под властью турок. Континентальная Греция в основном освободилась от власти захватчиков в ходе восстания 1821 года, но северные территории так и оставались оккупантов до начала двадцатого века. В 1854 году игумен Каракала отец Дамаскин подарил лидеру греческого партизанского движения Цамису Каратасосу великолепную лошадь. Об этом узнали турки и отец Дамаскин был изгнан из монастыря.

В монастыре хранится множество святынь, в том числе частица древа Животворящего Креста Господня, частицы мощей святого Иоанна Крестителя, святого апостола Андрея, святого мученика Игнатия, священномученика Игнатия, мученика Трифона, великомученика Трифона, великомученика Меркурия, святой Параскевы, святого Антипы, святого великомученика Георгия, мученика Ореста и других святых, а так же глава мученика Христофора. Кроме собора шестнадцатого века, Каракалу принадлежит еще семь храмов и часовен и восемнадцать келий за его пределами. Сейчас в монастыре около тридцати насльников.

Филофей

Находится между монастырями Каракал и Ивер, на высоте 300 метров. Посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы.

Впервые в монастыре упоминается в документе 1015 года — меморандуме Прота Никифора. Основателем монастыря считается игумен Филофей, современник Афанасия Афонского.

В последующие периоды, несколько веков, о монастыре не упоминалось ни в каких документах.

Монастырь Филофей долгое время оставался незаметным на Афоне несмотря на щедрую помощь, получаемую от византийского императора Никифора Вотаниата (1078-1081 гг.). В XIII и XIV веках заботу о монастыре проявили также императоры из династии Палеологов и сербский царь Стефан Душан (1346).

Покровительство последнего привело в монастырь и многих сербских монахов, с которыми позже, в XVI веке, не сложились отношения у игумена монастыря Дионисия. Попытка Дионисия изменить идиоритмическое устройство монастыря на киновиальное вызвала сопротивление сербских монахов и привела к его отставке.

В XVII веке монастырь получил разрешение русских царей на организацию сбора пожертвований в России через каждые 8 лет. Щедрый жест со стороны русских правителей не смог изменить плачевное состояние монастыря. Ситуация изменилась лишь в XVIII веке, благодаря помощи со стороны греческих господарей дунайских княжеств, в частности, Григория Гика и Константина Маврокордато.

В 1871 году все сооружения Филофея, кроме основного храма, трапезы и библиотеки, полностью сгорели. В восстановлении монастыря приняли участие и русские монахи.

Соборный храм Благовещения Божьей Матери построен в 1746 году и расписан в 1752 году. Кроме собора Филофей располагает девятью небольшими храмами и часовнями, тринадцатью кельями, одна из которых, в Карее, посвящена Святому Косьме Этолийскому.

В монастыре в XVIII веке жил известный богослов Космас Этолос.

В настоящее время в обители и в принадлежащих ему имениях проживает порядка девяноста человек.

Игуменом является архимандрит Ефрем.

Симонопетра

Семиэтажный монастырь Симонопетр без преувеличения является чудом афонской архитектуры. Находится он в юго-западной части полуострова и был построен в XIV веке на вершине отвесной скалы высотой 230 метров. Освящен в честь Рождества Христова.

Согласно преданию решение о строительстве монастыря принял отшельник Симон, увидевший в Рождественскую ночь из своего жилища светящуюся точку на вершине скалы. В начале монастырь был назван «Новым Вифлеемом», затем получил имя своего основателя и скалы, на которой построен — Симонопетр («петра» — камень).

История первых двух столетий существования монастыря практически неизвестна. Пожары уничтожили все свидетельства.

В 1581 году монастырь Симонопетр был покинут на некоторое время монахами, которые переселились в соседний монастырь Ксенофонта. В XVII веке обитель имела идиоритмическое устройство, а с 1801 года — киновиальное.

Обитель оказалась полностью заброшенной в 1821 году, во время борьбы Греции за независимость, как и многие другие монастыри, и большинство монахов покинули эти места.

В 1891 году монастырь в очередной раз пострадал от пожара. Огонь охватил все помещения монастыря, и насельники чудом смогли спастись. Уничтоженными оказались все реликвии и библиотека монастыря. Реставрация Симонопетра стала возможной благодаря поддержке со стороны русских верующих, оказавших монастырю щедрую помощь, собрав пожертвования в России.

Соборный храм монастыря Рождества Христа построен после последнего пожара и до сих пор не расписан.

Обитель располагает, кроме собора, пятнадцатью храмами и часовнями, а также кельями и кафисмами. Многие из них пострадали от другого большого пожара, случившегося в августе 1990 года.

Симонопетр занимает 13 место в иерархии Афона.

В настоящее время архимандрит Эмилиан является игуменом монастыря.

Св. Павел

Находится в юго-восточной части Афона, недалеко от Дионисиата, на высоте 180 метров. Задней стеной здание обители врезано в необычайно красивую скалу. Монастырь посвящен празднику Сретения Господня (2 февраля по Юлианскому календарю).

Согласно преданию монастырь построен в Х веке Павлом Ксиропотамитом, основателем обители Ксиропотама. В XIV веке он был разрушен и из-за бедственного положения перешел под юрисдикцию Ксиропотама. Спустя несколько лет монастырь Св. Павла выкупили и отреставрировали братья Лагаси, Родион и Антоний.

В XV веке материальное состояние обители при содействии сербских царей заметно улучшилось. В XVI и XVII веках братство монастыря состояло из греков и сербов, братия насчитывала более двухсот монахов. Ситуация изменилась в начале XVIII века, когда монастырь полностью перешел к грекам.

В XVIII веке монастырь пережил тяжелый экономический кризис, потеряв большую часть своих имений. Ситуацию удалось поправить благодаря активной деятельности монаха Григория — хранителя ризницы монастыря. Ему удалось организовать значительный сбор пожертвований в пользу обители.

Во время греческой революции 1821 года, из-за репрессий со стороны турок монахи были вынуждены покинуть монастырь. Возвращение монашеской общины в обитель сопровождалось щедрой помощью со стороны русских царей Александра I и Николая I.

В 1902 году в монастыре вспыхнул сильный пожар, от которого он сильно пострадал. Ситуацию ухудшило и наводнение в 1911 году, после которого монастырь пришлось отстраивать практически вновь.

Соборный храм Сретения Господня построен в 1844 году. На территории монастыря имеются также 12 параклисов.

В обители хранятся мощи святителя Василия Великого, преподобного Максима Исповедника, святителя Григория Богослова, Святых Каллиника и Агафии и глава Святой Феодоры Александрийской.

Игуменом монастыря является архимандрит Парфений.

Ставроникита

Находится в северо-восточной части Святой Горы, между Ивером и Пантократором.

Относительно названия и этого монастыря существует множество гипотез. Большинство исследователей считает, что монастырь назван в честь его основателей — Ставро и Никиты.

Основание монастыря относят к Х веку. Первоначальный период истории обители окутан завесой тайны, за неимением письменных источников. Возможно, в XIII веке, как и другие монастыри Афона, Ставроникита был разграблен и разрушен пиратами. К этому выводу можно прийти, зная зависимость этого монастыря в 1287 году от монастыря Кутлумуш, а в дальнейшем и от монастыря Филофей. Решением Вселенского Патриарха Иеремии в 1536 году монастырь Ставроникиты снова приобрел свою самостоятельность.

Монастырь считался одним из самых бедных на Святой Горе и владел небольшой собственностью. В целях поддержки ему регулярно оказывалась помощь как со стороны Кинота Святой Горы, так и со стороны многих состоятельных лиц. Пожары, страшный враг афонских монастырей, не оставили в стороне и эту обитель. Особенно сильно она пострадала в ходе пожаров 1864, 1874 и 1879 годов, причинивших ей большой материальный ущерб. Из длительного кризиса монастырю удалось выйти благодаря энергичной деятельности игумена Феофила.

Соборный храм монастыря Св. Николая построен в XVI веке на том месте, где ранее стояла церковь в честь Пресвятой Богородицы. Построенный после 1630 года притвор расписан Феофаном Критским и его сыном Симеоном. На территории обители есть еще несколько небольших храмов и часовен, а также тридцать три каливы в селении Капсала.

В монастыре сохранена чудотворная мозаичная икона святителя Николая «Стриедас» и ряд других святынь.

По своим размерам монастырь Ставроникита считается самым маленьким на Афоне.

В обители хранятся святые мощи: часть животворящего креста Господня; рука святой праведной Анны; матери Пресвятой Богородицы; часть с кожею и плотью от руки Святителя Василия Великого; десница священномученика Елевферия; части от локтей Святителя Иоанна златоуста; Святителя Григория Богослова и архидиакона Стефана; частицы мощей Сорока Мучеников Севастийских; безсребреников Космы и Дамиана; ребра мучеников Карпа и Папилы; преподобного Иосафа, царевича Индийского; часть руки великомученика Феодора Стратилата; часть мощей Святителя Амвросия Медиоланского; миро великомученика Димитрия Солунского; миро Святителя Николая Чудотворца; часть челюсти с тремя зубами святого Иоанна Предтечи; смешение костей и крови мучеников, сожженных в Никомидии, часть мощей мученика Трифона.

Ксенофонт

Монастырь построен на возвышенности в юго-западной части Афона, между монастырями Дохиар и Св. Пантелеимона. Посвящен святому Георгию Победоносцу и отмечает престольный праздник 23 апреля по Юлианскому календарю.

Согласно преданию монастырь основан в Х веке Св. Ксенофонтом. Монастырские акты сообщают, что в XI веке, во времена правления императора Никифора III Вотаниата, настоятелем монастыря стал Симеон, бывший командующий (наварх) византийским флотом. Энергичный монах, приложивший много сил для благополучия монастыря, впоследствии был изгнан оттуда его монашеской братией. До вторжения в Грецию турок обитель процветала.

В третьем Уставе Святой Горы (1394 г.), монастырь Ксенофонта занимал почетное восьмое место, что является свидетельством его большого авторитета и благосостояния.

Дальнейшая история монастыря мало чем отличается от остальных — годы расцвета чередовались с экономической несостоятельностью. В эти сложные моменты помощь монастырю оказывали сербские цари и валашские господари.

В 1784 году монастырь первым из всех обителей Афона перешел от идиоритмической к киновиальной жизни. В изменении его статуса большую роль сыграли игумен монастыря Паисий, хранитель ризницы Константин и архимандрит Захарий. Последний организовал сбор значительных пожертвований в пользу монастыря.

В начале предыдущего века (1817 г.) в монастыре вспыхнул пожар. Он уничтожил часть его строений, а также большой архив.

Соборный храм монастыря Св. Георгия построен в 1809-1819 гг. на пожертвования братии монастыря Филофей и является самым большим на Афоне. На территории монастыря расположены 11 параклисов.

В первой половине XX века братия обители достигала ста тридцати человек. В настоящее время в монастыре подвизаются порядка шестидесяти человек.

В обители находятся две чудотворные иконы — Матери Божьей и Святого Георгия, а также мощи Святого великомученика Георгия, апостолов Варнавы и Филиппа, Святого Стефана, Святого великомученика Феодора Тирона, Святителя Иоанна Златоуста, Святой Марины и Святого Модеста.

В библиотеке монастыря хранятся 600 рукописей и 7000 книг.

Монастырь Григориат

Монастырь построен на выступающих в море скалах в юго-западной части полуострова Афон.

Григориат был основан в XIV веке Св. Григорием Синаитом. До его основания Св. Григорий, вместе со своими учениками располагался в одной из афонских пещер. Последователей становилось все больше, и это стало причиной основания новой обители. Первоначально монастырь был посвящен Св. Николаю – покровителю мореходов, и лишь позже получил имя своего основателя.

Впервые о монастыре официально упоминается в документах 1347-1348 гг., и также в третьем Уставе Святой Горы 1394 года.

Знаменитый русский монах-путешественник В.Барский, посетивший Афон в начале XVIII века, упоминает, что монастырь был отреставрирован в 1500 году святым правителем Молдавии Стефаном Великим, после сильного пожара в 1497 году.

Помощь со стороны молдавских господарей продолжала поступать и в дальнейшем, вплоть до 1720 года, о чем свидетельствует тот же В.Барский.

В 1761 году монастырь снова пострадал от пожара и пустовал. Однако монастырскому казначею Иоакиму Акарнийскому удалось его воссоздать на средства, полученные от султана и правителей дунайских стран.

Покровительство со стороны правителей дунайских княжеств оказывалось до начала XIX века.

Нынешний собор, посвященный Николаю Чудотворцу, возведен Иоакимом Акарнийским и хранит две прославленные иконы Божией Матери – «Галактотрофуса» («Млекопитательница») и «Пантанасса».

Григориат в XVIII веке считался одним из самых маленьких на Афоне, однако по ценности хранившихся в нем реликвий не уступал ведущим монастырям Святой Горы.

Расширение обители было произведено в XIX веке игуменом Симеоном. Он построил несколько келий для монахов, а также пропилеи монастыря.

Соборный храм обители Св. Николая афонского стиля построен и расписан в XVIII веке.

На территории монастыря имеется 10 параклисов, в библиотеке хранятся 297 рукописей и 6000 книг.

Есфигмен

Монастырь соседствует с Хиландарем и построен на скале, нависшей над морем. Посвящен Вознесению Господню. Обитель отмечает свой престольный праздник на сороковой день после Пасхи.

Относительно названия монастыря также существует несколько версий. Самая убедительная из них свидетельствует, что монастырь обязан своему основанию монаху Эсфигмену.

Согласно письменным источникам монастырь был основан в конце Х века и до нашествия турок находился в хорошем материальном состоянии. Этому способствовала помощь, оказанная монастырю византийскими, сербскими и дунайскими правителями. Благополучие монастыря в эти годы было омрачено имущественными спорами с соседним монастырем Ватопеда, пиратскими нашествиями и постоянными пожарами.

В эпоху турецкого владычества монастырь пришел в упадок.

Начиная с 1655 года, получив соответствующее разрешение русского царя Алексея Михайловича Романова, монахи Эсфигмена каждые пять лет организовывали сбор пожертвований в России.

В XVIII веке большую заботу о монастыре проявили митрополиты Даниил и Григорий, которые внесли значительные средства на его реставрацию.

В ходе греческой национально-освободительной революции 1821 года монастырь, находящийся в непосредственной близости от моря, был разрушен турками, многие из его монахов были убиты, а имущество монастыря разграблено.

Соборный храм обители Воскресения Господня построен в 1806-1810 гг. На территории монастыря находятся шесть параклисов, один из которых построен в память о русском монахе Антонии Печерском, находившемся в Эсфигмене в XI веке. Монастырь имеет всего одну келью и большое здание в Карее. В обители подвизаются сто двадцать человек.

Монастырь хранит мощи Святого апостола Иакова, сына Алфеева, Святой Марии Магдалины, Святой Марины и святителя Григория Паламы, а также частицу Животворящего Креста Господня, подаренная святой Пульхерией.

Сегодня Эсфигмен является единственным из двадцати монастырей Афона, не принявшим помощи от Евросоюза, и единственным монастырем зилотсвующих, т. е. не поминающим патриарха Константинопольского. Над входом в обитель написано: «Православие или смерть».

В библиотеке хранятся 372 рукописи и более 9000 книг.

Пантелеимонов монастырь

Русский монастырь Св. Пантелеимона находится в юго-западной части Афона, между портом Дафнии и монастырем Ксенофонта. Построенный недалеко от берега живописной бухты, он имеет поистине величественный вид. Небольшой пирс, уходящий в море, позволяет причалить к монастырю судам практически любого размера. Многоэтажные здания вокруг монастыря, несмотря на то что некоторые из них заброшены, подчеркивают благородство и величие русской души.

История русской обители связана с тремя центрами: монастырем «Пресвятой Богородицы Ксилургу», монастырем «Фессалоникийца» и, наконец, с монастырем «Св. Пантелеимона».

Согласно старому русскому преданию, особенно распространенному в XVI веке, монастырь был основан святым равноапостольным Владимиром после принятия христианства на Руси (998 г.).

После векового пребывания в монастыре Пресвятой Богородицы Ксилургу русские монахи перешли в монастырь «Фессалоникийца», что на старой дороге, соединяющий Карьес с нынешним монастырем. Перенос обители на новое место, очевидно, был связан с возрастающей численностью монашеской братии: в это время на Афон прибывают десятки монахов из России. Этот факт вынудил в 1169 году игумена монастыря Лаврентия обратиться с просьбой о содействии в Священный Кинот. Руководящий орган Афона после долгих заседаний постановил перенести русскую обитель в монастырь «Фессалоникийца», который к тому времени оказался брошенным греческими монахами. Одновременно русским инокам выделялись и кельи в столице Афона — Карьес. Что же касается прежнего места нахождения монастыря — Ксилургу — то оно не осталось заброшенным, там был построен скит, посвященный Пресвятой Богородице.

Первая обитель, как мы отметили, была посвящена Пресвятой Богородице. Монастырь же «Фессалоникийца» — Св. Пантелеимону, что видно из подписей Лаврентия на церковных документах: «игумен Св. Пантелеимона Фессалоникийца». На новом месте, на прекрасной возвышенности, в окружении девственной природы, братство русского монастыря находилось 700 лет.

История русского монастыря, как и всех других монастырей Афона, связана с постоянной борьбой монахов против иноземных захватчиков. Ситуация осложнялась тяжелым материальным положением монастыря и постоянной грозой афонских монастырей — пожарами. Именно по причине сильного пожара в XIII веке, уничтожившем не только имущество, но и все документы, о раннем периоде деятельности монастыря сохранилось мало сведений. Монастырские акты более позднего времени свидетельствуют о том, что обители удалось залечить свои раны не только благодаря византийскому императору Андроннику II Палеологу. Специальной золотой буллой он подтвердил права монастыря, выделил на его нужды большую материальную помощь и закрепил за ним старые и новые владения.

В XIII веке связи русского монастыря с Русью, страдающей от монголо-татарского нашествия, надолго прервались. Временами сюда удавалось вывозить, спасая от уничтожения, драгоценные реликвии русской культуры: иконы, рукописи, церковную утварь.

На Афон, как сообщает российский журналист В. Малышев, бежали русские крестьяне, спасаясь от помещичьего гнета. Это было своего рода казачество, переодетое в монашеское одеяние. Засучив рукава подрясников они возводили бревенчатые кельи, строили из камня скиты, соборы и монастырские стены, разбивали сады и разводили на привезенной в мешках из России земли огороды.

В это время монашеское братство монастыря из России не пополнялось и большей частью состояло из греков. Это подтверждается монастырскими актами XIV-XV веков, на которых игумен монастыря все время расписывается по-гречески. Ситуация продолжается до 1497 года, когда, залечив раны от тяжелого иноземного ига, на Афон снова начинают прибывать русские монахи.

Вернемся, однако, немного назад. В 1307 году, по сведениям архиепископа Даниила, каталанские пираты сжигают «как дикие звери» монастырь, оставив в целости только башню.

Но жизнь на этом не прекращается. Не получая помощь из России монастырь был «обласкан» вниманием со стороны сербских царей. Стефан Душан после расширения границ своего государства и захвата Северной Греции посещает в 1345 году Святую Гору. Его внимание привлекает монастырь «Фессалоникийца» (к тому времени — русский), где был пострижен его предок — Св. Савва. Хранящиеся в монастыре акты свидетельствуют о том, что Стефан Душан оказал русскому монастырю щедрую экономическую помощь и назначил игуменом обители сербского богослова Исаию.

Окрепнув материально русский монастырь начал расширять и укреплять свои границы. В 1422 году в местечке Калиагра для приема грузов, адресованных монастырю, строится небольшой причал и складское помещение. О надежности оборонительных сооружений монастыря, построенных в этот период, свидетельствует договор, заключенный между «Св. Пантелеимоном» и греческим монастырем Рила. Согласно договору 1466 года русскому монастырю передаются на хранение некоторые весьма ценные предметы и церковная утварь греческой обители.

Из византийских императоров монастырь поддержали Иоанн V (1341-1376 гг.) и Мануил II (1391-1425 гг.), а также Елена Палеолог в 1407 году. Не остались в стороне сербские и русские цари. В 1509 году сербская княгиня Ангелина, постригшаяся позже в монахини, попросила великого князя Василия III стать покровителем русского монастыря. В своем обращении она отмечала: «... все остальные монастыри имеют своих ктиторов, а этот ждет твоей милости». Обращение единовременной сербской княжны не могло не найти отклик Василия III, в жилах которого текла и греческая кровь. Его мать Софья — супруга Ивана III, являлась представительницей последней византийской династии Палеологов. Так великий русский князь становится официальным опекуном и покровителем русского монастыря.

В конце XVI века русский патриарх Иов (1591 г.) и великий князь Федор Иванович (1592 г.) разрешают сбор пожертвований в России в пользу монастыря.

Из румын монастырю покровительствовали воеводы Иоанн Влад (1487 г.) и Иоанн Раду, выделявшие ему большую ежегодную помощь.

Период турецкого владычества подверг русский монастырь серьезным испытаниям, иногда обитель оказывалась полностью заброшенной. В 1574-84 гг. монахи были вынуждены покинуть монастырь и помощь в размере 500 рублей, посланная Иваном Грозным, не нашла получателя. Великий русский князь возложил на себя заботу не только о русском, но и обо всех афонских монастырях. Это была забота об осколке византийской империи, на наследство которой он претендовал.

Но и в последующие годы ситуация не изменилась к лучшему. В письме Вселенского патриарха Кирилла I Лукариса (1620 г.) отмечается, что «... монастырь находится в тяжелом положении, долги растут и по этой причине монахов сажают в тюрьму. Церковь и стены, окружающие монастырь, разрушены. Отцы лишены даже самого необходимого». Все вышесказанное вынудило Священный Кинот в конце XVII века взять русский монастырь под свою опеку.

Положительные изменения начинают намечаться в 1708 году, когда валашский господарь Михаил Рогович передал русскому монастырю находящуюся в Валахии обитель Нтошаны. Однако очень скоро, в 1730 году, щедрый жест валашского господаря был сведен на нет: монастырь Нтошаны оказался захвачен турками, а его церковь превращена в минарет.

Усиливающиеся противоречия между Россией и Турцией в начале XVIII века имели отрицательные последствия и для русского монастыря на Афоне. Турецкие власти начали всячески препятствовать доступу русских монахов на Святую Гору, что привело к упадку русской обители. Известный русский монах-путешественник Василий Барский, посетивший монастырь Св. Пантелеимона в 1744 году, отмечает, что «... у монастыря только название русское, в обители подвизаются греческие, сербские и болгарские иноки». В. Барский упоминает также, что «монастырь очень бедствует, сильно разрушен и придерживается идиоритмического устройства».

От полного разрушения русскую обитель спасает молдавский господарь Иоанн Каллимах (1758-1761 гг.). Он передает ей одну из часовень своего дворца — Богдан-серай, а также монастырь Иоанна Предтечи. Благодаря Иоанну Каллимаху, в русском монастыре проходят восстановительные работы, которые продолжаются его преемником Скарлатом Каллимахом (1773-1821 гг.) до начала греческой национально-освободительной революции 1821 года. Помощь этой греческой семьи, происходящей из Константинопольского квартала Фанар, была настолько значительной, что побудила Вселенского Патриарха Каллиника специальным указом (1806) переименовать русский монастырь Св. Пантелеимона в Каллимахидон (монастырь Каллимахов).

Всему этому, однако, предшествовал переход русского братства из обители «Фессалоникийца» в третий центр, в прибрежную зону, там где сегодня находится нынешний монастырь «Св. Пантелеимона».

О втором центре русской обители («Фессалоникийца») отметим, что она получает название «Старый Руссик» и становится в дальнейшем зависимой от монастыря Св. Пантелеимона.

Свою историю на новом месте русская обитель берет с 1760 года. Основана она там, где еще в конце XVII века монах Христофор построил келью, небольшую церковь и причал (арсана).

Монастырь «Св. Пантелеимона» в первые годы своего основания придерживался идиоритмического устройства, но в 1803 году специальной грамотой Вселенского Патриарха Каллиника был объявлен киновией. Патриарх Каллиник, предвидя в будущем процветание русской обители, решительно отверг предложение Священного Кинота упразднить русский монастырь, а его имения передать другим монастырям за неуплаченные долги. Свое мнение он мотивировал тем, «что неприлично и неполитично было бы упразднить русскую афонскую обитель в такое время, когда Россия своими последними войнами с Турцией, приобрела столь решительное влияние на судьбу восточных христиан».

Первым игуменом монастыря Св. Пантелеимона стал Савва Пелопонниский, грек по происхождению, подвизавшийся раньше в ските Ксенофонта.

Благодаря своей неутомимой энергии он смог добиться не только расширения монастыря, но и улучшения его материального положения. На этом трудном поприще игумена Савву поддержало еще одно обстоятельство. Драгоман (переводчик) турецкого султана Махмуда II (1785-1839 гг.) Скарлат Каллимах был прикован к постели тяжелой болезнью и в отчаянии обратился к целительной силе великомученика Св. Пантелеимона. Он пригласил в Константинополь игумена Савву с просьбой взять с собой чудодейственные мощи святого. После приложения к ним его здоровье резко улучшилось, и он назначается султаном на место господаря Валахии (1809-1819 гг.).

Благодарный фанариот не забывает своего целителя и начинает финансировать строительство новых сооружений монастыря. Для этой цели он присылает в русский монастырь главного инженера турецкого султана, христианина по вероисповеданию. Благодаря усилиям Скарлата Каллимаха здесь строится много зданий (часовни, кельи, гостиница, больница) и, в первую очередь, соборный храм монастыря. Конец жизни греческого благотворителя был трагичным: разъяренная турецкая толпа в 1821 году повесила его вместе с Вселенским Патриархом Григорием V.

Чудодейственные мощи Св. Пантелеимона побывали в Константинополе и раньше, в 1744 году, где в этот год свирепствовала чума. Она унесла сотни жизней жителей города, и, конечно, не только христиан.

Тогда власти и жители города обратились за помощью к монастырю «Св. Пантелеимона». И в тот раз Святой целитель показал свою силу — жители города были спасены от смертельной опасности.

В том же году с аналогичной просьбой к монастырю обратился молдавский господарь Иоанн Николау, когда эпидемия чумы свирепствовала и в Молдавии. После совершения чуда и исцеления больных правитель Молдавии назначил ежегодное пособие монастырю, которое отправлялось на Афон и после его смерти.

Окончание греческой революции 1821 года позволило русскому монастырю (как и другим на Афоне) сохранить относительную самостоятельность — турки обложили его только налогами. Отметим, что Святая Гора вносила ежегодно в турецкую казну свыше 800 турецких лир. Подать распределялась между всеми монастырями соответственно численности их братства.

В этот период настоятелем монастыря становится Герасим, грек из города Драмы, на кандидатуру которого еще при своей жизни указал игумен Савва. Во время его игуменства в монастыре произошли большие изменения, и после практически векового перерыва в обители появляются русские монахи.

Первые русские иноки прибывают сюда в 1835 году. Среди них многие видные люди России того времени, в том числе, князь Ширинский-Шихматов. Иеромонах Аникита (имя князя после пострижения) много содействовал благоустройству русского монастыря «Св. Пантелеймона» и выделил в этих целях значительную часть своего большого состояния.

Прилив русских монахов особенно усилился с 1840 года. Их прибытию содействовала не только русская церковь, но и вся государственная машина. В 1845 году русский монастырь посещает великий князь Константин Николаевич, в 1869 году — великий князь Алексей Александрович, а в 1881 году — великий князь Константин Константинович вместе с великой княжной Александрой Петровной.

Представительница царского двора не сошла, конечно, с корабля и довольствовалась созерцанием красот Афона с палубы.

В 1850 году численность русских монахов становится равной численности греческих, а в дальнейшем стремительно растет и начинает значительно превосходить ее. Этот факт вызвал трения между русскими и греками, последние боялись, и не без основания, полного численного превосходства русских на Святой Горе. Позже, в начале ХХ века, число русских монахов на Афоне составило 5000 (из них свыше 2000 — в русском монастыре) при общей численности афонской общины 10000 человек.

Тем временем умирает старейший из монахов, игумен монастыря Герасим. Новым игуменом русского монастыря «Св. Пантелеимона» в 1875 году становится Макарий Сушкин, который пребывает на этом посту до 1889 года. При нем монастырь укрепил свое материальное положение, значительно расширился и выдвинулся на ведущие позиции среди афонских монастырей. Русские монахи с присущей им щедростью каждое воскресенье организовали раздачу продовольствия, одежды и денег для малоимущих монахов и мирян. Монастырь вел активную научную и просветительскую деятельность, издавал журнал «Собеседник» и имел собственную типографию. О размахе и организации работы свидетельствует тот факт, что только для вышеуказанных целей в монастыре было задействовано 30 человек.

Все это, конечно, не было бы возможным без щедрой поддержки со стороны Священного Синода и русского правительства. На нужды монастыря выделялось ежегодно 100 тысяч золотых рублей. Субсидия была отменена в 1917 году правительством Керенского. Весьма распространенную практику получили и «милостынные сборы» в России в пользу монастыря. Особенно обильным был сбор в 1863-67 гг., когда иеросхимонах Арсений путешествовал по России со святыней. В Одессе, Санкт-Петербурге и Константинополе у монастыря имелись подворья, откуда поступала экономическая помощь. И, наконец, отметим многочисленные пожертвования со стороны многих частных лиц.

В конце XIX — начале XX веков на Афондля поклонения чудодейственным мощам Св. Пантелеимона прибывало огромное количество русских паломников. Ежегодно через Одессу, где проходил сбор паломников, в русский монастырь приезжало до 30 тысяч человек. Все они находили приют в монастыре, размещались в странноприимном доме («фондарике») и получали бесплатное питание. По древней традиции, монастырь предоставляет каждому, кто постучится в его ворота ночлег и бесплатную миску супа со стаканом вина. Благочестивые русские христиане, конечно же, не оставались в долгу, делая щедрые пожертвования на нужды монастыря.

Политика «открытых дверей» русского монастыря имела и обратную, негативную сторону. Нередко среди прибывающих оказывались люди далекие от религии, а подчас и просто уголовные элементы.

Привлеченные сюда славой легкой жизни, «земного рая» на Афоне и скрываясь от русского правосудия они вносили известные проблемы в жизнь монастырей , нарушая их идиллическое спокойствие. МИД России, Священный Синод и Вселенская Патриархия, весьма встревоженные этой ситуацией, были вынуждены принять ограничительные меры. Так, в дальнейшем, каждый паломник, прибывающий на Афон, должен был предварительно получить рекомендательное письмо от епархиального начальства, в юрисдикции которого он находился.

Октябрьская революция 1917 года имела трагические последствия и для русского монашества на Афоне. Отныне сюда прекращает поступать всяческая помощь из России, а русские монахи оказываются отрезанными от своей родины. Положение усугубляется и подозрительным отношением ко всем новоприбывающим на Афон монахам из России. Опасаясь проникновения коммунистической идеологии на Святую Гору, страны-гаранты международного статуса Афона, закрывают практически все двери для пополнения русской монашеской общины из России. Впредь незначительное пополнение будет идти только за счет русских эмигрантов, проживающих в Западной Европе. Вот, что пишет по этому поводу уже упомянутый нами русский писатель Б. Зайцев: «... Однако приток все-таки есть. Он идет теперь не из России, а из эмиграции. Русский Париж, русская Сербия дают пополнение Афону. Многое меняется на наших глазах. Если прежде на Афон шли преимущественно из купечества, мещан, крестьянства, то теперь я вижу молодого иеромонаха — офицера Добровольческой Армии, вижу бывшего художника, сына министра, знаю инженера и т. д.»

Но и в самой России по благосостоянию Русского монастыря был нанесен серьезный удар: коммунистический режим конфисковал все имущество Пантелеимонова монастыря (подворья, лавки и т. д.).

Аналогичная участь постигла и подворья Русского монастыря в Турции. В 1924 году Кемаль Ататюрк передал их тогда дружественному ему советскому государству в обмен на широкую экономическую, военную и политическую поддержку.

Один из самых трагических в греческой истории 1922 год. Неудачная для греков война с Турцией (во многом благодаря помощи, полученной турками от советского правительства) закончилась так называемой «малоазиатской катастрофой». Послевоенное положение Греции было особенно тяжелым, ситуация осложнялась и заботой о 1,5 млн греческих беженцев из Турции. В эти годы монастыри Афона оказали посильную помощь в решении проблем стоящих перед государством. Не остался в стороне от этой деятельности и русский монастырь «Св. Пантелеимона». На его огромной территории был основан военный госпиталь, где проходили лечение свыше 1000 греческих солдат.

Летом 1927 года монастырь «Св. Пантелеимона» сильно пострадал от лесного пожара. Пожар начался с соседнего леса Хиландарского владения и перекинулся на лес Пантелеимонова монастыря. Ущерб и без того бедствующего монастыря достиг тогда 3 млн драхм (по ценам того времени). Нынешнее плачевное состояние монастыря завершил еще один сильный пожар (1968 г.), нанесший непоправимый ущерб обители.

Русская Православная Церковь, сама находящаяся в тяжелом положении, оказалась не в состоянии оказать помощь монастырю. Лишь только в 1948 году патриарху Алексию , в рамках празднования 500-летия со дня провозглашения Патриаршества в России, удается установить контакты с представителями греческой церкви, приглашенными на юбилейные торжества. Вопрос, интересовавший, в первую очередь, русского патриарха, касался разрешений на прибытие на Афон русских монахов.

Гражданская война в Греции (1946-1949 гг.) и откровенно плохие отношения между Грецией и СССР не оставили никаких надежд для решения этого жизненно важного для Пантелеимонова монастыря вопроса.

Конец «холодной войны» и вхождение русской церкви во Всемирный Совет церквей (1961 г.) ослабили прежние противоречия. В 1965 году правительство Греции предоставило греческое гражданство (обязательное условие для подвижничества на Святой Горе) пяти монахам из Советского Союза и разрешило им прибыть на Афон.

Из пятерых монахов двое не смогли приехать на Афон по причине плохого состояния здоровья, а третий попросил политическое убежище на Западе. После столь необычного поворота дела, только в 1970 году, двое оставшихся монахов, архимандрит Авель и монах Виссарион, получают разрешение советских властей прибыть на Афон. Архимандрит Авель сумел не только завоевать доверие и уважение греческой монашеской братии (дело для того времени не простое), но и стать в 1975 году после довольно долгого перерыва игуменом монастыря Св. Пантелеимона.

Изменения, произошедшие в бывшем СССР, имели благотворное влияние и на жизнь русского монастыря. Число русских монахов в монастыре возросло и на сегодня составляет около 40 человек (всего на Афоне 2000 монахов). Вот уже несколько лет идет капительный ремонт полуразрушенных сооружений монастыря. Для реставрационных работ в Пантелеимонов монастырь прибыла группа реставраторов из Санкт-Петербурга, Киева, Владимира, а также выделены значительные средства греческим правительством и благотворителями России и Украины.

Здесь размещены следующие мощи: часть честного и животворящего креста Господня; частица камня от гроба Господня; честная глава святого великомученика и целителя Пантелеимона; честная глава блаженного старца Силуана; части мощей святого Иоанна Предтечи; Святителя Иоанна златоуста; праведного Иосифа Обручника; Апостола Фомы; великомученика Георгия Победоносца; мученика Трифона; мученика Евстратия; мученика Кирика; священномученика Харалампия; великомучениц Марины и Параскевы; верхняя часть главы евангелиста луки; глава священномученика Анфима, епископа Никомидийского; глава преподобномученика Игнатия Афонского; глава преподобномученика Евфимия Афонского; глава преподобномученика Акакия Афонского; стопа Апостола Андрея Первозванного в серебряном ковчеге; часть правой руки святого праведного Иоанна Русского; мелкие мощи (более 300) греческих, русских, грузинских.

Монастырь Кастамонит

Монастырь находится в одном из самых живописных мест Афона, в 50 метрах от вод Сингитинского залива. Посвящен святому первомученику Стефану и отмечает свой престольный праздник 27 декабря по Юлианскому календарю.

Ранняя история монастыря неизвестна из-за отсутствия письменных источников. Впервые о монастыре упоминается в XI веке в золотой булле византийского императора Иоанна I Палеолога. По преданию основателем монастыря был Император Константин Великий. Когда он скончался, его сын Констанс завершил начатое отцом дело. В XIV веке Кастамонит, как и другие монастыри Афона, оказался разрушенным пиратами. С этого времени в монастырских актах часто упоминаются попытки монахов возродить разрушенный монастырь.

Среди покровителей Кастамонита можно выделить господаря Георгия Вранковича, принцессу Анну и сербского военоначальника Радича. Последний, после подачи в отставку, постригся в монахи и оставшуюся часть жизни провел в монастыре.

Во время турецкого владычества на Балканах Кастамонит не избежал участи других монастырей: непосильные налоги в сочетании с пожарами поставили его на грань разорения.

В начале XIX века (1819-1820 гг.) началось возрождение обители. Дела пошли лучше благодаря усилиям настоятеля Хризостома, руководившего восстановительными работами, а также супруги турецкого военачальника Али-паши-Василики, гречанки по национальности, оказавшей монастырю существенную экономическую помощь. Материальное положение монастыря удалось поправить и засчет сбора пожертвований в России.

Соборный храм Св. Стефана построен в 1860-1871 гг. в афонском стиле. В храме хранится чудодейственная икона Панагии Портаритиссы, совершившая немало чудес во время сбора пожертвований в России. Собор вместил в себя четыре храма. Монастырю принадлежат еще пять небольших храмов и часовен. Также Кастамонит имеет кельи в Карее.

В обители хранятся мощи святого Андрея Первозванного, святого Первомученика Стефана, святого Императора Константина Великого, священномученика Власия Севастийского, святого Артемия, святого Аглайя.

Библиотека монастыря располагает 110 рукописями и большим количеством книг.

Порядка сорока иноков подвизается в монастыре в настоящее время.

Паломничество в Грузию

Паломничество в Румынию

Паломничество в Черногорию


Яндекс.Метрика

Реестр паломнических служб УПЦ Асоціація допомоги інвалідам і пацієнтам із ХЛПЗ Православная литература
Для почтовых рассылок мы используем сервис SendPulse
↑ Вверх ↑